В субботу Донецк обстрелян из установок "Град". Жертвы и разрушения. Сообщая об этом, украинские СМИ говорят лишь о двух взрывах в Донецке √ мол, что-то там взрывается, то ли сами себя подрывают, то ли доблестные украинские партизаны работают.
И всё же Донецк ≈ город-миллионник ≈ налаживает новую жизнь. Без Украины. С её стороны теперь лишь обстрелы.
Автор: Дмитрий Петров
Ясиноватая ≈ крупнейшая станция и узел Донецкой железной дороги, здесь сходятся сразу пять направлений. В ходе боев Ясиноватая несколько раз подвергалась артобстрелам и последние несколько месяцев как пассажирская станция она, по сути, бездействовала. Но теперь руководство Донецкой народной республики решило восстановить пассажирское сообщение.
На запасном пути до сих пор одиноко стоит киевский поезд. Местный вокзал-красавец непривычно пуст, хотя кассир на месте √ всегда готов объяснить редким посетителям, как перебраться через линию фронта.
"Билеты продаю на Киев, на Одессу. Поезда из Константиновки уходят", - рассказывает кассир Лариса Нечаева.
Каким-то сюрреалистическим приветом из прошлой мирной жизни звучит приглашение автоинформатора отдохнуть в вип-зале: "Там вы можете комфортно отдохнуть, просмотреть телевизионные передачи. К вашим услугам чай, кофе, вкусные горячие обеды".
И это всего в километре от позиций украинских силовиков. Так что пока здесь можно встретить только редких прохожих, да работников местного депо. Железнодорожники действительно железные люди √ давно уже ничего не боятся.
Три дня назад один снаряд попал в цех техобслуживания, разбил два локомотива. Другой разворотил стрелку. Пути восстанавливают после каждого такого обстрела. Для Донбасса это дорога жизни.
А в Иловайске, который связывает Донбасс с Россией, железнодорожные пути уже отремонтировали. Восстанавливают контактную сеть √ надо заменить 106 километров проводов. Три месяца назад в Иловайском котле шли ожесточенные бои, и удивительно, что вообще хоть что-то уцелело.
"Сквозного пропуска через Иловайск пока нет. Где-то к концу следующей недели мы пропустим поезд со сменой локомотивов", - говорит Александр Отрудько, начальник штаба восстановительных работ на станции "Иловайск".
В министерстве транспорта ДНР планы восстановления железнодорожного сообщения сверстаны на несколько месяцев вперед. "Станция "Ясиноватая", кстати, это самая крупная узловая станция в Европе из действующих, - рассказывает Семен Кузьменко, министр транспорта ДНР. - Чтобы понимать, насколько мощно они обстреливают, насколько они сильно садят нашу экономику √ они ей не дают встать".
Здесь на полном серьезе планируют возобновить рейсы даже в Симферополь и Одессу. Правда, только после того, как Украина организует таможенные посты в Константиновке и Красноармейске. То есть шансы на возобновление диалога, по крайней мере, в сфере транспорта между ДНР и Украиной есть.
Вот, например, Укрпошта и Почта Донецкой народной республики вполне мирно уживаются. Правда, из 80 отделений под жовто-блакитной вывеской в городе теперь осталось только 26.
Столица Донбасса понемногу оживает. Конечно, на улицах пока еще нет автомобильных пробок, но если не обращать внимания на канонаду, которая раздается со стороны аэропорта, то это вполне мирный город со своими мирными заботами и радостями. "Очень много людей вернулись. Уже радует. Ну, прибавилось клиентов. Студенты, опять же. На Украину уже никто не рассчитывает. После того, что с нами сделали, никакого прощения не может быть", - говорит флорист Ирина.
Очередные инициативы Киева теплых чувств вряд ли добавят. Объявление экономической блокады Новороссии, вывод банков и вывоз наличности небогатых жителей Донбасса делают еще небогаче.
Но что-то ведь вселяет уверенность в этих людей, если они едут назад, домой, едут с детьми, едут и не боятся. Удивительно, но в городе, в котором по представлению активистов Майдана живут дремучие ватники и "колорады", оказывается, ни на один день не закрывались книжные магазины √ работали под бомбами, работают и сейчас. Не хватает только учебных пособий - блокада.
По полдня, начиная с августа, работали местные парикмахерские и салоны красоты. Мало было клиентов. Сейчас возвращаются к привычному графику.
А если пройтись по самому центру, то вообще с трудом можно представить, что всего в десяти километрах отсюда продолжают рваться снаряды и мины.
Каждый день открываются новые кафе. "На самом деле, очень рискованно. Неизвестно, что ждать. Живем одним днем, - говорит Сергей Плихта, управляющий кафе. - Но при этом могу сказать, что нужно работать, нужно каждому заниматься своим делом. Так быстрее поднимется экономика региона".