"Вести недели" продолжают серию репортажей о российских регионах, которые развиваются успешно ≈ привлекают инвестиции, создают новые производства и рабочие места. Наши корреспонденты уже побывале в Калуге, Белгороде, Костроме. На очереди ≈ Сибирь. Тюменская область.
Автор: Григорий Вдовин
Всякое в Тюменской области было, но чтобы коров доили роботы ≈ такого тут еще не видели. Но вот пожалуйста: оборудование смонтировано, работает, буренки дисциплинированно выстраиваются в очередь.
Сколько все это стоит, местным колхозникам страшно подумать, и, конечно, это вряд ли стало бы возможным без областной программы поддержки сельского хозяйства ≈ строишь хозяйство, запускаешь работу, получаешь обратно значительную долю вложений из областного бюджета.
Молоко остается расфасовать или превратить в кефир или творог и тоже расфасовать. Это оборудование, к слову сказать, отечественное.
Вообще сельское хозяйство в заснеженных сибирских просторах развивается бурно и в довольно неожиданных областях. В пригороде Тюмени строится целый тепличный город на 12 гектар. "Я тоже думал, что на севере это, наверное, плохо, а на юге, наверное, хорошо. Или земля не такая, лучше на черноземе, а как оказалось, современные технологии позволяют выращивать овощи именно в том месте, где они нужны", - говорит Дмитрий Пинчуков, исполнительный директор компании-инвестора.
Логика бизнесменов проста: овощи должны выращиваться как можно ближе к прилавку. Конкретно эта история должна окупиться через 8 лет, по расчетам инвестора и, конечно, банка, тоже поверившего в проект. Эту дружбу, конечно же, подкрепили областные законы, субсидирующие еще только потенциальному производителю помидоров и огурцов выплаты по процентной ставке.
Что такое бензин или солярка знают везде. В Тюмени знают, что такое нефть. Хорошая, дорогая ≈ как с Аравийского полуострова. Конечно, дорого стоит нефть или не очень, экономисты могут спорить и спорить, но на заводе уже на подходе вторая очередь ≈ весной начнут делать евро5, закладывается третья очередь. Вложения ≈ колоссальные, и сколько бы нефть ни стоила ≈ здесь уверены и, наверное справедливо, что завод без работы не останется. Это же Тюмень ≈ столица Западной Сибири. "Как бы то ни было, вытащите последний рубль и заплатите за литр бензина, с тем чтобы прокатиться на машине. Вы же не пересядете с машины на телегу. Не хотелось бы. Ну вот и мне не хотелось бы", - говорит Геннадий Лисовиченко, генеральный директор Антипинского НПЗ.
"Мы, естественно, получаем налог на прибыль от нефтедобывающих компаний, и, естественно, когда падает цена на нефть, то налог на прибыль компании будут платить в бюджет меньше, поэтому на нас это хорошо не отражается. Жизнь же на этом не останавливается. Если мы сегодня будем отрабатывать варианты, что мы осажденная крепость и думать только о том, как нам в общем-то выжить, а не о том, как двигаться вперед, то это сразу проигрыш", - уверен Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.
Все, что связано с нефтью и нефтепереработкой, в регионе развивается бурно. Студенты-химики видят свою карьеру достаточно определенно. "Контракт с Нефтехимом подразумевает место прохождения практики, место работы после учебы и стипендию. Стипендию они нам выплачивают после окончания семестра по оценкам", - рассказала студентка Ромми Караметдинова.
В старинном Тобольске сегодня располагается одно из крупнейших полимерных производств мира. Построенный за 2,5 года завод ≈ первую сваю забили в 2010-м ≈ позволяет не сжигать попутный газ, полученный при нефтедобыче, как это делали раньше, а производить из него полипропилен √ сырье для изготовления пластмассы. До этого его в страну завозили, а теперь продают на экспорт. Великий земляк тобольчан Дмитрий Менделеев, по мнению сегодняшних его тобольских коллег-химиков, происходящее бы одобрил.
Тобольск ≈ некогда столица русской Сибири, здешний наместник правил до самой Аляски. На картах XVII века знаменитого картографа Ремезова Тюмень лишь маленький городок, который в XX веке возвысит Транссиб. В Тобольске ≈ единственный за Уралом каменный кремль и царский трон, который сюда изволила прислать Екатерина Великая. Два других ≈ в Москве и Санкт-Петербурге.
"Это, прежде всего, значимость была Тобольска как столицы, дальней государевой вотчины. Символ государственного глаза, символ провинциальной власти, оплот провинциальной столичности", - рассказывает Светлана Сидорова, директор Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника.
Как говорили тогда, да и сейчас можно услышать эту поговорку, на которую, впрочем, губернатор не обижается: Тюмень ≈ столица деревень. "Это нормальная, в общем-то, ситуация, связанная с нашей историей, и я, наоборот, не обиделся, я наоборот горд за то, что из столицы деревень мы сегодня превратились не в самый плохой город. В последних рейтингах о том, насколько люди считают этот город пригодным для проживания, мы заняли первое место, оставив за собой Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, поэтому чего ж тут стесняться", - говорит Якушев.
Наверное, самым наглядным подтверждением этому является Тюменский центр нейрохирургии. Открыли его меньше трех лет назад, и уже сделали почти 10 тысяч сложных высокотехнологичных операций, которые раньше могли провести только в мировых медицинских столицах.
За семь лет экономика области выросла почти в 2,5 раза, что по темпам сравнимо с Китаем. В сельском хозяйстве заснеженная Тюмень уже вполне может себя самостоятельно накормить. Нет проблемы детских садов, жилье строится по квадратному метру в год на человека ≈ стране в целом такая задача поставлена только к 20-му году. Экономика по-тюменски сегодня это бурный природный горячий источник, который получилось красиво оформить. Как базу отдыха, где температура открытого бассейна 41 градус круглый год. Этот пример ≈ без копейки государственных вложений. Только бизнес.