На курсах подготовки к "Тотальному диктанту", как на приеме у психолога, ошибки обсуждают вслух.
"Тотальный диктант" - как ликвидация тотальной неграмотности, когда вместо музыки - пустые звуки. А эксперты уже просто кричат о новых образовательных стандартах, искалечивших школьную программу.
"Министерство образования не понимает, что такое русская литература, что это школа жизни любого россиянина, что без нее жить нельзя, что без нее русский человек не русский человек. Это вопрос выживания России, вопрос ее национальной безопасности", - уверен поэт, публицист Юрий Кублановский.
Наше будущее - в обществе полуграмотных зомби - из программы по литературе для старших классов исчезает обязательная классика. Учителю предложено самому выбрать круг чтения. Например, по теме "личность и семья" можно взять "Обломова", а можно - лирику Есенина, но тогда "Обломов" останется не у дел.
"В программе не назван Кольцов. Необязательным оказывается Алексей Толстой. Но при этом можно с удовольствием поговорить о произведениях Геворгизова или о, возможно, Пригова", - возмущен Алексей Федоров, руководитель филологического центра издательства "Русское слово", учитель литературы гимназии ╧1516 Москвы.
К обсуждению проблемы подключается созданное по поручению президента Общество русской словесности, которое возглавляет Патриарх. Святейший приводит шокирующие цифры.
"На излете советского времени мы были одной из самых читающих стран в мире. Я вспоминаю рейтинги 80-х годов. Мы, кажется, были на втором месте после Тайваня. Сегодня мы занимаем 35-е место в этом рейтинге. Но есть еще один тревожный сигнал. В системе ЕГЭ проходной балл по литературе и русскому языку был снижен с 36 до 24 баллов. Мне кажется, что это меньше "тройки". А ведь это - основной предмет", - отметил Патриарх Кирилл.
А язык и есть народ, его сбережение - национальный интерес. Но если классика становится необязательной, а программа - приблизительной и до сих пор нет учебника по литературе, за который бы не было стыдно.
"Зачем читать литературу? Для удовольствия? Дело не в удовольствии. Это делает детей более оснащенными, более понимающим нюансы жизни", - уверен народный артист России, режиссер Карен Шахназаров.
"Мы наделали много ошибок, все разломали, что работало", - сказал Владимир Хотиненко, народный артист России, режиссер, член Патриаршего совета по культуре.
"Было даже предложение, чтобы дети, которые плохо читают, "Преступление и наказание" изучали только по каким-то ключевым главам", - возмущен Сергей Зинин, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе в системе ЕГЭ, доктор педагогических наук, профессор.
"В XXI веке мы собираемся, чтобы обсуждать защиту языка родного в стране Пушкина и Толстого. Культура - это национальная безопасность. Говорили о военных. Какие военные и какие ученые могут быть, какие научные исследования могут быть в неграмотной стране?" - отметил Никита Михалков, народный артист России, режиссер, почетный член Патриаршего совета по культуре.
"Если у нас сейчас открывается возможность собирать камни в такой чувствительной сфере, как образование, литература, то нам нужно этим заниматься", - считает Патриарх Кирилл.
Горе-реформаторы, видимо, предполагают, что дети XXI столетия только и способны что буквы расставлять по клеточкам с прицелом на ЕГЭ. Но так и "Онегина" можно упростить до Гарри Поттера, если не остановить эту волну, смывающую просвещенное общество.
"Состояние очень плачевное. Происходит лингвистическая катастрофа, идет вымывание и размывание языка, его обезображивание, не только его профанация и быдловизация", - сказал Игорь Волгин, писатель, литературовед, доктор филологических наук.
Список классики, обязательной к изучению в школе, где Пушкин и Лермонтов - без вариантов, - это уже не дискуссионный, а жизненно важный вопрос. Русский язык, великая литература и славная история не просто воспитывают - они объединяет страну, где почитают подвиги предков и говорят на оставленном ими в наследство великом и могучем.